Ритейл 2023: как изменился рынок и как продавать в новой реальности, чтобы не остаться за бортом
2022 год оказался переворотным практически для всех сфер жизни и бизнеса. Сложная геополитическая ситуация наложила отпечаток и на розничную торговлю, и так сильно изменившуюся после пандемии.
В этой статье расскажем об особенностях нынешнего рынка и ретейле в новой реальности.
Контекст
Итак, что же произошло на рынке за минувший год? Кратко:
- Из игры вышли крупные бренды – компании, которые на данный момент приостановили работу в России;
- В игру вошли новые пакеты санкций, многократно усложнившие/сделавшие невозможным производство некоторых товаров и комплектующих, зависимых от импорта.
У российского бизнеса появились новые точки роста. Во-первых, освободились ниши, которые можно занять, во-вторых, из-за меньше конкуренции снизились рекламные бюджеты – продвигаться на перегретом до этого рынке теперь дешевле. Компании, чьи производства находятся внутри страны и не связаны с импортными ресурсами, получают дополнительную фору.
Почему маркетплейсы
Маркетплейсы стали трендом в ковидный 2020, считались одним из самых эффективных и быстрорастущих каналов продаж в eCommerce ещё в 2021 году, а в конце 2022 объём товаров на таких площадках по оценкам DataInsights составит 500 миллиардов рублей.
На фоне сложившейся геополитической и экономической ситуации отмечается также рост продаж на маркетплейсах – например, после ухода Ikea с российского рынка выручка Ozon на сбыте мебели выросла на 87% за полгода. Помимо роста спроса и новых возможностей марктеплейсы предлагают селлерам и другие преимущества – это набор готовых инструментов для работы, оптимизация логистических процессов и внутренние маркетинговые каналы. В конце концов, запускать своё дело таким образом намного дешевле, чем начинать с нуля.
Как работать с маркетплейсами
Вывод на маркетплейсы в 2023 году выглядит так:
- Регистрация бизнеса и подготовка документов для подключения (запрашиваются на всех платформах, можно продавать по самозанятости и ИП);
- Маркировка товаров – обязательна для некоторых групп товаров, в марте следующего года перечень будет расширяться, к 2024 планируется повсеместное введение маркировок;
- Выгрузка товаров и создание карточек – нужно добавить медиа, описание и цены в соответствие с условиями площадки;
- Выбор формата – на маркетплейсах возможна логистика своими силами, работает также собственная доставка со складскими услугами, плюс комбинированные формы.
Если бизнес новый, ниша для продвижения не выбрана – ориентируйтесь на востребованные сейчас категории. Это товары для ремонта, для дома и дачи, книги и мобильная техника.
Картинка 1, график товаров
Как селлеру удержаться на рынке
Несмотря на появление новых возможностей для локальных продавцов, выходить на маркетплейсы стоит осторожно из-за отсутствия на нём стабильности.
Основной шаг – регулярный мониторинг, направленный на формирование конкурентных цен. Отслеживается и деятельность офлайн-продавцов, и отдельные интернет-магазины.
Второй шаг – отслеживание трендов, позволяющее вовремя регулировать товарный ассортимент. Наконец, стоит подготовиться к меняющимся условиям и убедиться,в наличии возможности сразу найти новых поставщиков, если что-то пойдёт не так – это позволит не выпасть из торговли в критической ситуации.
Комментарии